top of page

Христианская этика


У персонажей романа явно обнаруживается христианское мышление. Они верят в загробную жизнь, более того, они озабоченны (правда, без особого фанатизма) своей посмертной судьбой. И они полностью разделяют христианское отношение к самоубийству, как к одному из самых страшных грехов. Из рассуждений Брамлина: "В одно хмурое утро - петля на шею, и крысолов кончает с собой собственными руками. Мало того, что его больше нет на земле, на том свете ему уготованы вечные муки в аду. Туда ему и дорога!"


Прус и Корлий обсуждают методы канцлера:

"- Что страшнее для человека, чем смерть?

- Пожизненное заключение.

- Ну, это тоже вариант. Но самое страшное, что с нами может произойти в этой жизни, это самоубийство. Вот к этому он тебя и подводил. Он не стал марать свои руки твоей смертью, он оставил это грязное дело тебе самому".


Прус пытается удержать Корлия от смертного греха, и пугает его преисподней, то ли в шутку, то ли всерьез: "Вот сделай одолжение Немату, сделай - попади из-за него в пекло к чертям. Вот он обрадуется".


Персонажей заботят вопросы добра и зла. Магистр в разговоре с Корлием высказывается, как искренний христианин: "Даже если добро и зло вещи относительные, то мы ни в коем случае не должны так думать. Иначе мы скатимся, бог знает куда. Мой духовник любил повторять: "Ищи зло в себе, а добро в других". Я тоже не идеален, мы все не идеальны. Простим господину Немату его несовершенство, но я не говорю, что мы должны прощать господину Немату все на свете".

Корлий рассказывает о том, что он воспитывался в семье протестантского священника. Не просто "священника", он подчеркивает: "протестантского". Это значит, что в стране крысолова протестантское вероисповедание не единственное, и, может быть, даже не самое распространенное. Вспомним сцену похорон в прологе к третьей части: "У изголовья мужчина в черном читает молитву. Кто-то рядом с ним стоит молча и неподвижно, не спуская глаз с лица покойника. Мужчина у изголовья смолк, и перекрестился тремя пальцами, собранными в щепоть. Перекрестились все участники церемонии"... "тремя пальцами, собранными в щепоть". Они православные?


У персонажей романа явно обнаруживается христианское мышление. Они верят в загробную жизнь, более того, они озабоченны (правда, без особого фанатизма) своей посмертной судьбой. И они полностью разделяют христианское отношение к самоубийству, как к одному из самых страшных грехов.













bottom of page